СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка…………………………………..….3
1.2 Цель и задачи программы………………………………..….5
1.3 Содержание программы ………………………………….…6
1.4 Планируемые результаты………………………………..…..7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогические условий
2.1. Календарный учебный график…………………………..…8
2.2.Условия реализации программы…………………………..12
2.3.Форма аттестации ………………………………………….13
2.4.Оценочные материалы……………………………………..14
2.5Методические материалы…………………………………..14
2.6.Воспитательная работа…………………………………….15
2.7. План воспитательной работы……………………………..16
Список Литературы…………………………………………….19
Прочее……………………………………..…………………….20
Раздел № 1Комплекс основных характеристик образования
1.1.Пояснительная записка
Нормативно – правовое обеспечение программы
Программа кружка «Волшебный комочек» разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г.»
4.Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Устав РЖД детский сад № 67;
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Актуальность
Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной
программы по лепке заключается в приобщении ребят к творчеству,
развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства
прекрасного. Лепка считается разновидностью художественной
деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами,
техникой и способами лепки из солёного теста, ребята приобретают
навыки декоративной лепки; овладевают умением использовать разные
способы лепки, применять различные материалы, овладевают умением из
солёного теста расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из
солёного теста, однотонного и разноцветного предметные и сюжетные,
индивидуальные и коллективные композиции.
Новизна
Новизна программы кружка «Волшебный комочек» заключается в
следующем: программа затрагивает проблему гуманного отношения ребят
к окружающему миру, знакомит детей с народным творчеством.
Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок из теста делает
данное направление творчества необыкновенно привлекательным.
Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты,
погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Соленое тесто - экологически чистый продукт, а значит дети еще более
тесно будут связаны с природой.
Отличительные особенности программы
Характерной особенностью данной Программы является её
нацеленность на общее художественное и эстетическое развитие ребёнка,
использование методик, связанных с включением в каждую тему
разнообразных
зрелищно-игровых
приемов,
способствующих
формированию и поддержанию дошкольников мотивации к творчеству;
отсутствие слова «нельзя»: дети могут лепить различные изделия из
солёного теста и даже придумывать свою необычную технику. Это
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, независимо от
своих способностей ощущать себя волшебником, творцом, художник.
Практическая направленность программы предусматривает постепенный
переход от сравнительно простых упражнений с различными материалами
к более сложному их объединению.
Педагогическая целесообразность программы
Содержание программы нацелено на формирование культуры
творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Содержание программы расширяет
представления
обучающихся,
формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок
не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере
необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является
рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения
собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы
с тестом.
Поэтому обучение лепке в дошкольном возрасте является
своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на
развитие двигательных функций, тонкой моторики рук, зрительномоторной координации, обеспечивая тем самым готовность к обучению в
школе.
Интегративный подход способствует развитию интереса дошкольника
к изобразительной деятельности. Индивидуальный подход к каждому
ребенку способствует усвоению программного материала всеми детьми.
В
процессе
деятельности
у
детей
налаживаются
межличностные отношения,
укрепляется дружба. Формирование
самостоятельности планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его.
Адресат программы
Данная программа рассчитана с учетом возрастных особенностей для
воспитанников с 5 до 7 лет. Для обучения по программе принимаются все
желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Размер группы
не может превышать 10 человек. По программе могут заниматься и
мальчики, и девочки.
1.2.Цель и задачи
Цель программы: Формирование устойчивого интереса детей к
художественной деятельности и раскрытие их творческого
потенциала, через освоение техники лепки из соленого теста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами материала;
-научить
детей
владеть
различными
материалами
и
приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из
солёного теста;
- обучить приёмам лепки из солёного теста; обучить навыкам
экспериментирования с художественными материалами, технике
росписи гуашью.
Воспитательные:
-создать у детей интерес к лепке из солёного теста;
-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, умение
доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребёнка умение общаться со сверстниками и
работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь; расширять кругозор;
- развивать наблюдательность;
-развивать эстетический вкус;
-содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
-Развивать
способности
к
творческому
раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
Форма обучения: очная
Форма работы: групповая
Дополнительные формы: мастер классы, творческие отчеты,
выставки.
Набор воспитанников: свободный
Количество воспитанников: до 10 человек
Сроки и объем освоения программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год (36 часов). Занятия
проводятся 1 раз в неделю (четверг), 1 акд. час, во второй
половине дня, продолжительностью – 25 минут.
В процессе обучения соблюдаются санитарные нормы
содержания помещения: влажная уборка до начала занятия,
проветривание, температурный режим.
Форма и режим занятий
Учебный год начинается с сентября каждого года. Основными
формами обучения являются групповые занятия.
1.3.Содержание программы
Календарный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название
раздела тема
Вводное занятие
Диагностика
базовых знаний и
умений
«Дары лета»
«Осень в гости к
нам пришла»
«Детский сад»
«Мастерская Деда
Мороза»
«Зимние чудеса»
«Февральский
калейдоскоп»
«Встречай весну»
«Космос»
«Фантазёры»
Диагностика
Итого:
тема
всего
1
Теория
Количество часов
практика
Форма аттестации
25 мин
Диагностические карты
Беседа
4
4
25 мин
25 мин
Выставка поделок
Выставка поделок
3
4
25 мин
25 мин
Выставка поделок
Выставка поделок
4
4
25 мин
25 мин
Выставка поделок
Выставка поделок
4
2
4
2
25 мин
25 мин
25 мин
25 мин
Выставка поделок
Выставка поделок
Выставка поделок
Диагностические карты
Выставки детских поделок.
36
Содержание учебного плана
Сентябрь
Входящая диагностика
«Фрукты» 1 занятие
Вспомнить этапы технологии изготовления изделий из
солёного теста.
Воспитывать аккуратность,
желание
доводить начатое
дело до конца. Развивать эстетическое восприятие.
«Фрукты» 2 занятие
Раскрашивать
изделия
после
просушки.
Упражнять в смешивании красок.
Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
Декоративная тарелка Познакомить со способом лепки цветка из отдельных частей:
«Цветы» 1 занятие
раскатывать
шарики,
расплющивать,
составлять цветок из 6-8 лепестков.
Развивать гибкость пальцев, развивать
творческую инициативу.
Декоративная тарелка Раскрашивать
изделия
после
просушки,
развивать
«Цветы» 2 занятие
самостоятельность при подборе краски: смешивать, для
получения нужного оттенка.
Оформлять работу на тарелке.
Октябрь
«Колючий ёжик» 1 Воспитывать
любовь к окружающему, видеть
занятие
прекрасное во всем многообразии.
Развивать способность к тонкому восприятию формы, текстуры.
Развивать творческое воображение.
«Колючий ёжик» 2 Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и
занятие
серый цвет, смешивая краски.
Воспитывать аккуратность в
работе,
оказывать
посильную помощь товарищам.
«Божья коровка на
Воспитывать аккуратность при работе с тестом, работать
листике»
используя
стеку. Формировать
наблюдательность,
1 занятие
способность сосредоточиться на поделке, замечать округлую
форму и характерные признаки (голова,
брюшко,
точки на жестких крылышках).
Поощрять
желание
использовать технику
«Божья коровка на
листике»
нетрадиционного рисования, для
более выразительного
образа - пальчиком, ватными палочками для рисования точек.
2 занятие
Оформлять работу на листике.
Ноябрь
«Мои
любимые Инициировать творческие проявления детей при создании
игрушки» 1 занятие
любимой игрушки. Самостоятельность определять способ
лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих
рук.
«Мои
любимые Раскрашивать
изделия
после
просушки.
Развитие
игрушки» 2 занятие
творческой инициативы в смешивании красок, для получения
нужного оттенка.
Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
«Твори, выдумывай,
Инициировать творческие проявления детей при создании
попробуй.
поделки.
Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер,
синхронизировать работу обеих рук.
Декабрь
создавать условия для творческой самостоятельности, используя
знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету,
скатывание. Показать, как с помощью чесночницы можно
выдавить тесто для волос и бороды. Создать радостное
настроение у детей.
«Дед Мороз спешит Раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками,
на
праздник» используя разные способы. Воспитывать аккуратность при
2занятие
выполнении работы.
Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.
Радоваться результатам своего труда.
«Нарядная ёлочка» 1 Совершенствовать прием: «вырезать» ёлочку из теста по
занятие
трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой,
самостоятельно
придумывать украшения-шары,
«Дед Мороз спешит
на праздник»
1 занятие
игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать
знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
«Нарядная ёлочка» 2 Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой
занятие
инициативы в смешивании красок, для получения нужного
оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о
ёлке. При украшении ёлки
использовать разные
дополнительные материалы.
Январь
«Снеговик» 1 занятие
Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки:
обмазывать кусочки
фольги,
разных
размеров,
солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.
Отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней
природы. Развивать худож.-творческие способности, дополнять
работу шапкой, шарфом.
«Снеговик» 2 занятие Упражнять в способах работы с красками, развивать
эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный
результат задуманной работы.
«Пингвины
на Формировать способность лепить фигурку из целого куска,
льдине» 1 занятие
используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания,
надрезания стекой,
передавая
их
характерные особенности и пропорции. Использовать
фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей,
сообразительность.
«Пингвины на
Раскрашивать
фигурки
после просушки, точно
льдине»2
передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
занятие
Объединять свою поделку
в общую композицию
Февраль
«Кружка для папы» 1 Развивать
самостоятельность: лепить кружку,
занятие
раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём
углубление, защипывать края.
Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать
мелкую моторику рук,
фантазию
в декорировании
сувенира.
«Кружка для папы» 2 Раскрашивать
кружку
после просушки,
занятие
самостоятельно
подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в
работе, желание сделать приятное близкому человеку.
Развивать
мелкую
моторику
рук, фантазию
в
«Открытка 23
февраля» 1
декорировании сувенира.
занятие
«Открытка 23
Раскрашивать
открытку
после просушки,
февраля»
самостоятельно
подбирая
цвет.
Воспитывать
2 занятие
аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому
человеку.
Март
«Рамка для
1занятие
фото» Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить
начатое дело до конца.
Развивать
самостоятельность, аккуратность;
формировать
потребность в
саморазвитии. Формировать у них желание
сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с
тестом.
«Рамка для фото» 2 Самостоятельно
подбирать цвет, самостоятельно
занятие
смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у
детей эстетические восприятия, чувство цвета.
«Весенние цветы» 1 Продолжать осваивать технику барельефной лепки; развивать
занятие
способность видеть красоту в привычных предметах; развивать
художественный
вкус,
творчество,
фантазию,
воображение,
самостоятельность.
«Весенние цветы» 2 Раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски,
занятие
смешивать,
для получения нужного оттенка. Развивать
мелкую
моторику рук, глазомер. Оформлять работу.
Апрель
«В далёком космосе» Продолжать
освоение
техники
рельефной
лепки.
1занятие
Инициировать
самостоятельный поиск
приемов
лепки
(скручивание,
свивание,
наложение
слоёв
и
т.д.).
Воспитывать интерес к сотворчеству.
«В далёком космосе» Совершенствовать умения раскрашивать готовые изделия
2 занятие
гуашью.
Воспитывать уверенность, активность, аккуратность в работе.
Май
жизни» Продолжать знакомство с техникой рельефной лепки. Развивать
способность к композиции. Воспитывать интерес к народной
культуре, желание участвовать в оформление интерьера.
«Дерево жизни» 2 Упражнять в способах работы с красками, развивать
занятие
эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный
результат задуманной работы.
«Путешествие в лес» 1 Совершенствовать способность детей лепить фигуры животных,
занятие
птиц, насекомых из соленого теста. Создать
коллективные композиции. Развивать фантазию.
Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера,
художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.
«Путешествие в лес» Инициировать
поиск средств
художественно2 занятие
образной выразительности. Развивать чувство цвета, формы,
композиции. Воспитывать интерес к природе.
Диагностика
«Дерево
1занятие
1.4.Планируемые результаты
-самостоятельно заготавливать тесто для работы,
-раскатывание круговыми и прямыми движениями;
-соединение в виде кольца;
-расплющивание;
-прищипывание краев формы;
-оттягивание отдельных частей от основной формы;
-лепка из нескольких частей;
-сглаживание поверхности формы;
-вдавливание для получения полой формы;
-использование стеки
-лепить по образцу, по воображению,
-сушить свои поделки с соблюдением изученных правил,
- развита аккуратность,
- знает основные техники лепки, конструирования, моделирования.
- проявляет любознательность
- умеет слушать,
-усидчив, уверен в себе.
- умеет правильно вести себя, знает основы этикета.
2.Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график
(1 полугодие – стартовый уровень) – 16 часов
№п
/п
Мес
яц
Чис
ло
Время
проведе
ния
занятия
Форма
занятия
Ко
лво
час
ов
1
Тема занятия
Место
проведе
ния
«Фрукты»
Группа
Поделка
Наблюден
ие, МУ
Поделка
1
09
05
16.00
Традицио
нная
2
09
12
16.00
1
«Фрукты»
Группа
3
09
19
16.00
традицио
нная
традицио
нная
1
Группа
4
09
26
16.00
традицио
нная
1
5
10
03
16.00
1
6
10
10
16.00
7
10
17
16.00
8
10
24
16.00
9
10
31
16.00
10
11
07
16.00
11
11
14
16.00
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
Декоративная
тарелка
«Цветы»
Декоративная
тарелка
«Цветы»
«Колючий
ёжик»
«Колючий
ёжик»
«Божья коровка
на листике»
«Божья коровка
на листике»
«Мои любимые
игрушки»
«Мои любимые
игрушки»
«Твори,
выдумывай,поп
1
1
1
1
1
1
Группа
Форма
контроля
Наблюде
ние, МУ
Группа
Поделка
Группа
Наблюден
ие, МУ
Поделка
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Наблюден
ие, МУ
Поделка
Наблюден
ие, МУ
Поделка
12
11
21
16.00
традицио
нная
1
13
11
28
16.00
традицио
нная
1
14
12
05
16.00
традицио
нная
1
15
12
12
16
12
19
робуй.
«Твори,
выдумывай,
попробуй.
«Дед Мороз
спешит на
праздник»
Группа
Наблюден
ие, МУ
Группа
Поделка
«Дед Мороз
Группа
спешит на
праздник»
16.00
традицио
1
«Нарядная
Группа
нная
ёлочка»
16.00
традицио
1
«Нарядная
Группа
нная
ёлочка»
Календарный учебный график
(2 полугодие – стартовый уровень) – 20 часов
1
01
09
16.00
2
01
16
16.00
3
01
23
16.00
4
01
30
16.00
5
02
06
16.00
6
02
13
16.00
7
02
20
16.00
8
02
27
16.00
9
03
06
16.00
10
03
13
16.00
11
03
20
16.00
12
03
27
16.00
13
04
03
16.00
14
04
10
16.00
15
04
17
16.00
16
04
24
16.00
17
05
13
16.00
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
традицио
нная
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Наблюден
ие, МУ
Поделка
Наблюден
ие, МУ
«Снеговик» 1
занятие
«Снеговик»
Группа
Поделка
Группа
«Кружка для
папы»
«Кружка для
папы»
«Открытка 23
февраля»
«Открытка 23
февраля»
«Рамка для
фото»
«Рамка для
фото»
«Весенние
цветы»
«Весенние
цветы»
«В далёком
космосе»
«В далёком
космосе»
«Дерево
жизни»
«Дерево
жизни»
«Путешествие в
лес»
«Путешествие в
лес»
Скоро лето
Группа
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Группа
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
Наблюде
ние, МУ
Поделка
18
05
22
16.00
традицио
нная
1
Открытое
отчетное
мероприятие
Группа
19
05
22
16.00
традицио
нная
1
Открытое
отчетное
мероприятие
Группа
20
05
29
16.00
традицио
нная
1
Открытое
отчетное
мероприятие
Группа
Всего:
Фотовыст
авка
детских
работ
Фотовыст
авка
детских
работ
Фотовыст
авка
детских
работ
36 часов
2.2.Условия реализации Программы
Успешная реализация программы обеспечивается
следующими
условиями: проявление уважения к развивающейся личности ребенка;
- создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка
образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка
и сохранению его индивидуальности;
- индивидуализация образования и оптимизация работы с группой
детей, основанные на результатах педагогической диагностики
(мониторинга);
- совершенствование образовательной работы на основе результатов
выявления запросов родительского сообщества;
- вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
Программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями семьи воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
Для успешного выполнения поставленных задач созданы следующие
материально-технические условия:
- Место проведения: помещение группы
- Необходимое оборудование: комплект столов и стульев (по количеству
детей), ноутбук, магнитная доска (1 шт.),
Предметно-развивающая среда:
Демонстрационный материал:
Техническая оснащенность:
- мука пшеничная, ржаная, соль;
наглядные пособия;
- Произведения изобразительного искусства: - пищевые красители;
- Игрушки;
(пейзажи, птицы, животные, времена года)
- предметы народных промыслов;
- Иллюстрации «Любимые сказки»
- Муляжи, игрушки, иллюстрации и - готовые основы
дидактический материал, соответствующий -солёное тесто
-стеки
тематике занятия.
- цветной и белый картон.
-влажные салфетки
- доски, стеки, скалки, ёмкости для воды,
мука, тесто,
- инструменты для декорирования
поделок.
-материал
для
декорирования
(блёстки,
пуговицы, стразы,
пайетки, природный материал)
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Голубцова Любовь Минаевна.
-
2.3.Форма аттестации
Виды контроля по
определению
уровня
сформированных
программных умений и навыков:
начальный мониторинг – проводится в начале освоения программы (с
15 сентября)
мониторинг по завершении реализации программы (май).
Текущий контроль проводится систематически на
занятиях в
процессе всего периода обучения по программе.
Основные формы контроля:
- выставки;
- наблюдение за правильностью выполнения практических заданий, за
проявлением знаний, умений и навыков у обучающейся в процессе
выполнения ими практических работ;
- проведение промежуточной аттестации.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в
группе и помещениях ДОУ. Фотоматериалы. Открытое занятие для
родителей в конце учебного года.
2.4. Оценочные материалы
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения
работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из
солёного теста предполагает необходимый учёт техники выполнения
работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
- Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
Средний уровень:
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
- Недостаточная самостоятельность;
-замысел реализуется частично.
Ниже среднего:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
- выставки детских работ в детском саду и группы;
- использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.
- составление фотоальбома лучших работ;
- участие в конкурсах художественной направленности;
- презентация детских работ родителям, сотрудникам;
- творческий отчет воспитателя - руководителя кружка на педсовете.
Низкий уровень - не справляется с заданием - 1 балл;
Средний уровень - справляется с частичной помощью педагога - 2 балла;
Высокий уровень - справляется самостоятельно - 3 балла.
2.5.Методическое и дидактическое обеспечение
Методические материалы
Произведения изобразительного искусства: (пейзажи, птицы, животные,
времена года) Иллюстрации «Любимые сказки»
Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал
соответствующий тематике занятия.
Дидактические средства обеспечения для освоения программы.
Мука пшеничная, ржаная, соль; Пищевые красители;
Игрушки; Предметы народных промыслов; Готовые основы
Солёное тесто; Стеки; Цветной и белый картон.
Влажные салфетки; Доски, стеки, скалки, ёмкости для воды, мука, тесто,
инструменты для декорирования поделок.
Материал для декорирования (блёстки,
природный материал)
пуговицы, стразы, пайетки,
2.6.Воспитательная работа
Цель
воспитания
в
художественно-эстетической
деятельности
разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально-культурных традиций.
Целью образовательного процесса является
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
- развитие самостоятельности и творческой активности.
Задачи воспитания
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и
дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями
человека, его способностями и возможностями.
- обучение приемам лепки;
-воспитание
интереса
к
художественной
деятельности,
совершенствование умений в этом виде деятельности;
- Развитие мелкой моторики рук, координацию движений; ·
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе, по
созданию благоприятных условий для развития художественных
способностей
детей
дошкольного
возраста.
Ориентация
на
индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским
садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в
педагогическом процессе.
Работа с родителями предусматривает:
- консультации, беседы;
- выставки детей;
- участие в конкурсах;
-мастер-класс;
-анкетирование и т.д.
2.7. План воспитательной работы
№
1
Наименование мероприятия
До свиданья лето, здравствуй
Осень».
2 «В Мире профессий»
Дата проведения
сентябрь
октябрь
3
4
5
6
7
«Моя любимая игрушка»
«Новый год»
«День Защитника Отечества»
«Международный женский день»
«День Победы»
ноябрь
декабрь
февраль
март
май
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
2. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –
Ярославль: Академия развития, 1998.
3. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста. 74с.
4. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста.
Ростов – на – Дону «Феникс», 2006- 217с.
5. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
6. И..Кискальт. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.
И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2009г.
7 . И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика»
2007
8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки
и
скульптуры из
природного материала. –
М.:
Издательский дом «Карапуз», 2009.
9 . Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в
детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
10. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры.
Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
12. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
1 3 . В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с. 10.
14. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104 с.
Прочее
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы
двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст.
крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из
такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например,
лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г,
можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить
клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие
толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна
быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При
воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день
изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку
целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло
солнечных лучей.
(Зимой
на
батарею
украшения ни в
коем случае
класть
нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных
лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем
досушивают в духовке.
Конспект ООД по тестопластике
Фрукты из соленого теста
Цель: Закреплять знание детей о фруктах: где и как они растут и
развиваются, как и с помощью чего люди собирают спелые плоды, как их
используют в кулинарии. Знакомить детей с особенностями лепки из
соленого теста. Развивать умение лепить по представлению знакомые
предметы (фрукты), передавать их характерные особенности и различия в
величине деталей. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали,
работая пальцами.
Материал: Заготовленная фруктовая корзина, чудесный мешочек с
фруктами или муляжами (яблоко, груша, апельсин); соленое тесто (заранее
приготовленное, трех цветов), стеки, дощечка, тряпочка; конверт с
загадками – описаниями и главная героиня – перчатка ворона (можно
использовать другого героя).
Ход занятия: (предварительно ознакомить ребенка с формой, цветом и
вкусом фруктов). Появляется грустная ворона (с корзиной):
— Здравствуйте мальчики и девочки! Я живу в глухом лесу, у меня
заболели детки – воронята. Врач прописал им кушать фрукты и пить соки из
фруктов. Он сказал, что соки должны быть натуральными, так как именно
они обладают полезными, целебными свойствами. Выдал рецепт, в котором
записал загадки из этих фруктов (подает конверт с загадками описаниями).
Я слышала, вы, милые детки, все любите пить фруктовые соки, поэтому и
растёте сильными, умными и сообразительными. Помогите мне,
пожалуйста, отгадать эти загадки. Тогда я смогу дать воронятам полезные
целебные соки, и они быстрей поправятся. (ворона читает первую загадку)
Первая загадка: — Этот фрукт круглый, вверху у него небольшое
углубление, из которого растет тонкий черешок с листиком. Снизу тоже
есть маленькое углубление, он бывает зеленый, красный и желтый. Что это
такое? (яблоко) Приготовьте текстильный непрозрачный мешочек с
разными фруктами. Обязательно положите в него несколько яблочек.
Предложите одному из детей найти отгадку в чудесном мешочке на ощупь.
Покажите всем ребятам найденное яблоко. Еще раз обследуйте его вместе.
Пусть каждый подержит его в ладошках, потрогает пальчиками со всех
сторон. В это время обратите их внимание на все отличительные
особенности. (ворона читает вторую загадку) Вторая загадка. — Нижняя
часть этого фрукта похожа на яблоко, но верхушка у него вытянутая и
закругленная с черенком и листиком, внизу маленькое углубление Что это?
(груша) Предложите следующему ребенку найти отгадку в чудесном
мешочке. Обследуйте вместе форму. Укажите на все описанные
особенности груши. — Какие, вы – Молодцы! – хвалит ворона ребят. —
Отгадали все загаданные фрукты. — Ворона, мы с ребятами подумали и
решили подарить твоим деткам – воронятам фрукты. Только они будут
необычные. Детки их слепят из соленого теста. Сначала дети с воспитателем
очерчивают в воздухе пальчиком форму каждого фрукта. Воспитатель
показывает приемы лепки фруктов. Когда фрукты будут готовы,
воспитатель ставит их сушиться. А в это время проводится игра — разминка
«Садовник». Эта игра направлена на развитие общих речевых навыков,
координацию речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие
грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать, белить,
чинить».
Предлагаю ребятам выйти на середину комнаты и образовать круг.
Мы вчера в саду гуляли, (ребята берутся за руки и дут по кругу в одну
сторону, через некоторое время в другую сторону).
Мы смородину сажали. (останавливаются; размыкают руки; показывают,
как надо копать ямки лопатой; объединяются в пары – один ребёнок «сажает
кустик смородины», другой в это время «засыпает корни кустика землёй»)
Яблоки белили мы Известью. Белилами. (снова становятся лицом в круг и
каждый показывает, как берёт кистью белила и красит ствол яблони –
движениями руки вверх-вниз)
Починили мы забор, (движениями рук показывают, как надо забивать
молотком гвозди)
Завели мы разговор: (имитируют беседу, поворачиваясь то к правому, то к
левому соседу) выбирают одного ребёнка, и он выходит в центр круга, а
деткам выдают карточки с изображением фруктов — Ты скажи, Садовник
наш, что ты нам В награду дашь? — Дашь в награду Слив лиловых, (дети
выбирают из карточек ту, на которой изображена слива и показывают
«садовнику») Груш медовых, (дети выбирают из карточек ту, на которой
изображена груша и показывают «садовнику») Самых крупных, Спелых
яблок, (дети выбирают из карточек ту, на которой изображено яблоко и
показывают «садовнику») Вишен Целый килограмм. (дети выбирают из
карточек ту, на которой изображены вишни и показывают «садовнику») Вот
что вам в награду дам! («садовник» достает из-за спины корзину с
фруктами) Предложите детям подсказать вороне, какие соки можно
получить из этих фруктов. — Я буду называть фрукт, а вы скажите, какой
сок из этого фрукта получается, — обращается воспитатель к ребятам
(яблоко – яблочный, апельсин – апельсиновый, груша – грушевый). —
Ребят, какое время года приходит за осенью? – продолжает спрашивать
детей воспитатель. — А, что можно приготовить из фруктов на зиму ?
(варенье, цукаты, компоты, сушеные фрукты, мороженные фрукты). —
Хорошо справились с заданием! — Ворона, а у тебя детки – воронята знают,
что такое гигиена? – обращается воспитатель к вороне. – Что они делают
перед тем, как полакомиться фруктами? Воспитатель поворачивается к
ребятам и предлагает им подсказать маленьким воронятам, что необходимо
сделать перед тем, как съесть фрукты. (детки рассказывают о том, что руки
и фрукты перед едой обязательно моют и объясняют, для чего это делают)
Затем, складывают во фруктовую корзину свои готовые работы из соленого
теста и прощаются с вороной, желая её деткам скорейшего выздоровления.
«Любимые игрушки»
Конспект ООД по тестопластике
Цель: развивать творческие способности: умение самостоятельно
создавать выразительные образы в лепке из солёного теста,
отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью,
гибкостью, подвижностью). Совершенствовать навыки лепки из солёного
теста.
Задачи: продолжать знакомить детей с приёмами лепки объёмных
фигурок;
с вариантами приёмов скрепления деталей (зубочистками, водой, нитками и
пр.)
Развивать у детей творческое воображение и навыки создания
выразительного образа игрушки,
самостоятельно выбирать инструменты, способы и приёмы лепки,
дополнительные материалы
для создания выразительного и оригинального образа.
Материал к занятию: солёное не окрашенное тесто, доски для лепки,
сухие матерчатые
и влажные одноразовые салфетки, инструменты для лепки по количеству
детей –
стеки, скалки, баночки с водой, кисточки; дополнительный материал –
набор зубочисток,
суровые нитки, бусины разных размеров, и пр.; «посылка» с набором
игрушек – неваляшка,
плюшевый мишка, паровоз, кукла; конверт с письмом.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсона «Стойкий
оловянный солдатик»,
сказки Э. Успенского «Следствие ведут колобки»; рассматривание игрушек
в своей и
других группах; рисование своей любимой игрушки.
Ход:
Организационный момент
Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает им почитать сказку.
Вдруг во время беседы,
в группу входит младший воспитатель с большой посылкой и письмом и
сообщает, что
в детский сад доставили посылку, а к ней ещё и письмо.
Воспитатель: очень интересно, что там в посылке и кто её прислал?
Давайте прочтём письмо, может быть тогда всё станет понятно?!
(Рассматривает письмо)
- Ой, это письмо от сыщиков Колобков: «Здравствуйте товарищ
воспитатель!
Мы знаменитые сыщики узнали, что в вашем детском саду все ребята очень
умные и могут
раскрыть любой секрет или разгадать любую загадку. Вот мы и решили
проверить:
так ли это на самом деле? В посылке вы найдёте секретные пакеты. Открыть
их можно будет
только если ребята смогут отгадать загадки! А самая главная загадка –
нужно назвать одно слово, которым можно назвать все предметы,
спрятанные
в секретных пакетах! Если ребята справятся с нашим заданием, то мы
примем их в нашу новую школу сыщиков! Желаем удачи!
И ещё одно задание: ребята должны сообщить нам правильную
отгадку,
но необходимо соблюдать секретность – нельзя говорить по телефону,
писать в интернете,
в письме и присылать её посылкой!»
— Вот так дела!!! Ребята, как вы думаете, мы справимся с этой
задачей?
Тогда давайте попробуем разгадать загадки и отгадать главное слово!
(Воспитатель вскрывает посылку и по одному достаёт оттуда
небольшие свёртки,
на которых написаны загадки. Если дети отгадывают загадку, воспитатель
показывает им,
что было спрятано в свёртке.).
Загадки:
Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка)
Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши.
Что всё это значит?
(Плюшевый мишка)
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(кукла)
Машут в след листвою кроны,
А за ним бегут вагоны.
Весело под стук колёс
Мчит по рельсам…
(Паровоз)
Воспитатель: молодцы, все загадки разгадали! Теперь осталось
разгадать,
что же это за слово, которым можно назвать все эти предметы? Как вы
думаете? (варианты ответов детей)
Правильно! Конечно, все эти предметы называются – игрушки!
— Вот мы и разгадали загадку Колобков. Но теперь нам надо
придумать,
как мы можем сообщить им свою отгадку?! (варианты ответов детей).
- Знаете я придумала как нам быть! Ребята у вас тоже есть любимые
игрушки,
вы даже рисовали их! А теперь давайте мы слепим их из солёного теста!
Готовые игрушки
сфотографируем и пошлём фотографии Колобкам с подписью «Наши
любимые игрушки!»
Основная часть.
- Расскажите, кто какую игрушку будет лепить!
(Беседа об игрушках. Во время рассказа ребёнка об игрушке
воспитатель
акцентирует внимание детей на деталях характерных только для данной
игрушки)
- Ну вот, теперь каждый из вас знает, какую игрушку он будет лепить.
Раньше вы уже делали разные поделки из солёного теста. Скажите, как
можно слепить
голову или туловище у куклы или котика? (Сначала надо сделать каркас из
фольги –
шарик, столбик).
- Всё верно. Воспользовавшись каркасом круглой формы, можно
слепить шар
и сделать из него голову или туловище. А из каркаса продолговатой формы
– столбика
можно слепить не только туловище, но и руки, ноги, лапы и даже хвост. А
ещё можно сделать
вот такой каркас – треугольный или в форме пирамиды! Как вы думаете, для
лепки чего
можно использовать такой каркас? (варианты ответов детей).
- По-разному можно и присоединять к туловищу голову или другие
части тела.
Какие способы вы знаете? (приклеить водой). Правильно, а ещё можно
соединить голову
и туловище с помощью зубочистки. Таким способом можно даже
присоединить голову так,
что будет похоже, что мишка её наклонил на бок. (демонстрирует, способ
крепления деталей
с помощью зубочисток). А если я слеплю Весёлого клоуна, то приделаю ему
руки
с помощью ниточки, тогда он сможет ими размахивать! (демонстрация
крепления деталей
с помощью суровой нити). - Давайте и мы с вами не на долго превратимся в
весёлых Петрушек и немного отдохнём!
Динамическая пауза «Весёлые Петрушки»
Мы веселые петрушки!
Все в ладоши хлопаем,
И ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже язычки покажем!
Оттопырим ушки, колпак на макушке!
Шире рот откроем «А»,
Рожицы состроим!
Как скажу я слово «три» Все с гримасами замри!
- Ну вот, вы снова стали девочками и мальчиками! Ну что, тогда будем
лепить наши игрушки?! Прежде, чем приступить к работе, подумайте каким
способом вы слепите свою игрушку,
из каких деталей она будет состоять, как вы их прикрепите, и выберите те
инструменты и
материалы, которые вам будут нужны для работы. (Дети подходят к столам,
где лежат инструменты и
дополнительный материал, и выбирают, то, что им нужно для воплощения
их творческого замысла).
- Теперь пройдите к своим рабочим местам и принимайтесь за дело!
Давайте слепим с вами
самые разные, не похожие друг на друга игрушки!
Практическая работа детей.
Во время работы детей воспитатель наблюдает, координирует работу
ребят.
Обращает внимание, что можно передать в своей поделке её движение,
характер,
эмоции (улыбка, печаль) при помощи вариантов скрепления деталей, выбора
позы игрушки
(сидит, стоит, лежит и пр.), воспользовавшись дополнительным материалом.
Заключительная часть.
— Вот и готовы ваши игрушки! Давайте аккуратно перенесём их на
стол, на котором
они будут сохнуть.
(Расставляя игрушки воспитатель привлекает внимание детей к той или
другой игрушке, обращая внимание на её оригинальное изображение и
обсуждает с детьми
почему она такой получилась)
- Все игрушки замечательные и такие разные, неповторимые! Когда вы
их раскрасите
они станут ещё интереснее! Мы их сфотографируем и отправим фотографии
сделанных вами игрушек
нашим следователям Колобкам!
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось лепить игрушку? А что во время её лепки
было для вас
самым трудным? А самым интересным? Чтобы вы ещё хотели слепить из
солёного теста?
Занятие по тестопластике в старшей группе «Дед Мороз спешит на
праздник»
Цель: учить создавать в лепке фигуру человека.
Задачи:
Учить самостоятельно, применять в лепке знакомые способы работы.
Показывать особенности одежды.
Развивать внимание, сосредоточенность, обогащать словарь.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей интерес к сказочным образам.
Ход:
Воспитатель загадывает загадку:
Он весь из снега, изо льда,
И борода его седа,
Но каждый год его мы ждем,
С ним праздник к нам приходит в дом.
Он всем подарки нам принес.
Конечно, это.
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: А давайте с вами посмотрим, как выглядит Дед Мороз.
Дети: у него красные или синие шуба и шапка, он носит валенки, посох, у
него длинная белая борода и усы. Опушке на шапке, подоле и рукавах, усы и
борода белого цвета.
Пальчиковая
гимнастика
“Ёлочка”
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что
за
чудеса
случились,
Этой
ночью
новогодней.
Ожидали,
что
угодно,
(сжимают
и
разжимают
пальцы)
А
увидели
парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А
перед
ними
ёлочка
(хлопают
в
ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Воспитатель: Возьмите в руки тесто и отщипните три кусочка: большой,
поменьше и маленький, скатайте из них три шарика. Соединяем их как комы
снега для снеговика с помощью воды. Теперь мы с вами сделаем руки.
Катаем 2 столбика, но надо проследить за тем, чтобы руки были не больше,
чем туловище. Теперь лепим рукавички Деда Мороза. Расплющим нижнюю
часть столбиков и стеком отделим большие пальцы. И приклеиваем руки по
бокам от туловища. Теперь делаем шапку. Для этого возьмем тесто и
скатаем шарик. Сплющиваем его и надеваем на голову нашему Деду
Морозу.
Дети выполняют, воспитатель контролирует.
А теперь отдохнем.
Физкульминутка «Новый год»
Наступает Новый год (хлопки в ладоши)
Дети водят хоровод (пальцы в «замке», покачивая влево, вправо)
Весят на ёлке шарики (кончики пальцев прижаты друг к другу, образуя шар)
Светятся фонарики («фонарики» руками)
Засверкали льдинки (быстрое сгибание и разгибание пальцев)
Кружатся снежинки (плавные движения кистями рук)
В гости Дед Мороз идёт (шагание указательным и средним пальцами)
Всем подарочки несёт (потереть ладони друг о друга)
Чтоб подарки сосчитать (кулачок левой руки стучит об ладошку правой и
наоборот)
Будем пальцы загибать
Раз, два, три, четыре, пять, (загибание пальцев)
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Наш Дед Мороз почти готов, осталось сделать ему бороду с
усами, да и опушки на шапке, рукавах и подоле шубы.
Сначала мы с вами сделаем бороду с усами. Для этого берем небольшой
кусочек теста, катаем капельку, прикладываем его к подбородку поделки,
предварительно смазав водой и слегка сплющив. Теперь делаем маленький
жгутик и приклеиваем его над бородой.
Дети выполняют, воспитатель контролирует.
Воспитатель: чего не хватает на лице у Деда Мороза?
Дети: Носа, глаз, рта.
Воспитатель: Эти детали я предлагаю сделать вам самостоятельно, возьмите
2 бисеринки для глаз и делайте. У вас все получится.
Дети самостоятельно выполняют, воспитатель контролирует.
Воспитатель: Теперь нам осталось сделать белые опушки на шапке, рукавах
и талии, на подоле.
Для этого скатаем из теста жгутики нужной длины и прикрепляем их на
шапке, чуть выше головы, на рукавах чуть выше варежек, на подоле чуть
выше ног.
Дети выполняют, воспитатель контролирует.
Воспитатель: наш Дед Мороз готов. На этом наше занятие закончилось.
«На звездном небосводе». Рельефная лепка из соленого теста.
Цель: развитие изобразительных умений и навыков работы с соленым
тестом.
Задачи:
Образовательные:
Расширять
представления
детей
о
космосе.
- Вызвать интерес к созданию совместной рельефной картины со звёздами,
созвездиями
и
кометами.
- Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения
(лепка удлинённых жгутиков для хвоста кометы, использование печаток,
формочек).
- Познакомить со способом смешивания нескольких цветов теста.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки работы с соленым тестом.
- Развивать творческие способности, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки трудолюбия, умение работать в сотрудничестве с
другими детьми.
Технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология развития и
формирования изобразительных способностей, технология развития мелкой
моторики пальцев рук.
Интеграция
образовательных
областей: социально-коммуникативное,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и
физическое развитие.
Предварительная
работа:
Наблюдение звёздного неба. Экскурсия в планетарий (с родителями).
«Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака. Аппликация
«Ракеты летят в космос». Рассматривание изразцов и других рельефных
изображений. Изготовление рельефных картин из соленого теста «Цветысердечки» в подарок мамам, коллективное панно «Цветочная поляна».
Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе и космонавтах.
Материалы
и
оборудование:
Оформление группы созвездиями из фольги, поделками детей на тему
«Космос»; фигурка космонавта с ракетой; плакат «Солнечная система»,
изображения космонавтов, звездочета, портрет Юрия Гагарина; подзорные
трубы из бумаги; силуэты ракет из картона на каждого ребенка; соленое
тесто разных цветов; композиционная основа для лепки; печатки, формочки,
стеки, пайетки, кисточки беличьи, мисочки с водой, влажные салфетки;
панно «Ночное небо», ранее нарисованное детьми в самостоятельной
деятельности; силуэты солнца, луны, комет, сделанные из теста;
технологические карты.
Организация
детей.
Организационный момент. Приветствие гостям. Дети с воспитателем, стоя у
доски, беседуют о космосе. Физкультминутка. Затем рассматривают
созвездия, звезды и кометы через подзорные трубы. Сюрпризный момент –
появление космонавта. Мотивация: полетать с ним меж звезд и комет.
Объяснение и частичный показ приемов лепки. Пальчиковая гимнастика.
Работа за столами. Выкладывание рельефных поделок на панно. Подведение
итогов. Посадка на ракеты. Прощание с гостями.
Ход НОД.
Игра «Здравствуйте».
Воспитатель. Здравствуйте ножки!
Дети. Здрав-ствуй-те! (руки на поясе. Марш на месте, высоко поднимая
колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель. Здравствуйте ладошки!
Дети. Здрав-ствуй-те! (хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со
словами)
Воспитатель. Здравствуйте щечки!
Дети. Здрав-ствуй-те! (повороты головы вправо-влево)
Воспитатель. Здравствуйте гости!
Дети. Здрав-ствуй-те! (повороты вправо-влево с разведением рук)
Воспитатель.
Двадцатый век, к галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая.
Уже такая должность в мире есть.
Воспитатель. Ребята, кто такие космонавты?
Дети. Это люди, которые летают в космос.
Воспитатель. На чем космонавты совершают полеты в космос?
Дети. На ракетах.
Воспитатель. Как звали первых животных, полетевших в космос?
Дети. Собаки Белка и Стрелка.
Воспитатель. Правильно. Как звали первого космонавта?
Дети. Юрий Гагарин.
Физкультминутка.
Мы пойдем на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идем,
Ждут нас быстрые ракеты (руки над головой, продолжают шагать)
Для полета на планету.
Воспитатель. Каким должен быть космонавт?
Дети. Космонавт должен быть смелым, сильным и умным.
Воспитатель. Космонавт должен быть очень умным и знать наизусть
звездное небо, чтобы по четырем-пяти звездам, видным в иллюминаторе,
определить ориентацию корабля.
Воспитатель. Ребята, еще в далекие времена людей привлекал космос,
далекие звезды своими тайнами и загадками (показ картинки звездочета).
Посмотрите, кто же это в старинной одежде с подзорной трубой?
Дети. Это звездочет.
Воспитатель. А что он делает?
Дети. Он смотрит на звезды.
Воспитатель. Правильно. Звездочет наблюдал за звездами и считал их.
Воспитатель. Скопления звезд образуют созвездия. Какие созвездия вы
знаете?
Дети. Созвездие Большой Медведицы. Созвездие Крест, Золотая Рыба,
Малая Медведица, Созвездие Мухи, Скорпиона.
Воспитатель. Молодцы. В космосе существует еще много-много других
созвездий. Ребята, я приглашаю вас полюбоваться нашим звездным
небосводом. Достаем подзорные трубы. Посмотрите вот сюда (гимнастика
для глаз).
Всматриваясь через
подзорную
трубу на
панно, комментирую.
Одновременно с комментарием размещаю на небе вылепленные из теста 2-3
звездочки и кометы, составленные из разных элементов:
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Дети тоже рассматривают небо через подзорную трубу.
Воспитатель. Ребята, а что вам удалось увидеть на нашем небосводе?
Дети. Солнце, луну, звезды и кометы.
Сюрпризный момент.
Воспитатель. Дети, посмотрите, кто это там машет нам рукой?
Дети. Это же космонавт!
Космонавт. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй.
Космонавт. Ребята, а вы хотите тоже стать космонавтами и полетать на
космических кораблях меж звёзд наперегонки с кометами?
Дети. Да. Мы хотим.
Космонавт. Тогда сначала нужно каждому вылепить звёзды и кометы. После
этого построить ракеты. И тогда мы полетим.
Воспитатель. Лепить будем из соленого теста разных цветов.
Наши звёзды получатся фантастически красивыми. Что такое звезда?
Дети. Звезда – это огненный шар, похожий на солнце.
Воспитатель. Сначала слепим звёзды. Как вы будете лепить звезды?
Выслушать ответы детей, а затем дать частичный показ некоторых
вариантов лепки с опорой на технологическую карту:
Воспитатель. Берем кусочек теста жёлтого (оранжевого или красного) цвета,
раскатываем в шар и сплющиваем. Затем прищипываем края и слегка их
оттягиваем, двигаясь по кругу. Получается звезда, которая светит нам из
далёкого-далёкого космоса.
- Таким же способом можно вылепить звезду, соединив вместе два кусочка
теста разного цвета, смешать, чтобы получились красивые узорные разводы.
Дальше из шарика вылепить звезду.
- Берем большой комочек теста, скатываем его в шар, сплющиваем. Кладем
на стол. Вырезаем при помощи формочки звездочку. Лишнее тесто
отодвигаем при помощи стеки и скатываем в шар для дальнейшего
использования.
Затем уточнить с детьми, как лепить комету, по ходу показа в доступной
форме пояснить что такое комета.
Воспитатель. Комета – это космическое тело. Состоящее из «головы» (ядра)
и «хвоста», похожего на дым и огонь. Кометы мчатся по небу с огромной
скоростью: «Раскинув свой огнистый хвост, комета мчится между звёзд…»
Дети. Как вы будете лепить комету?
Выслушать ответы детей. Воспитатель еще раз поясняет варианты лепки.
- «Голова» - одноцветный шар, «хвост» - шлейф из разноцветных жгутиков,
одинарных или скрученных между собой, разного цвета. Сначала вылепить
«голову», а затем хвост и соединить (склеить) детали при помощи воды и
кисточки. Можно нанести печаткой рисунок на комете.
Воспитатель. А теперь ребята садитесь за столы. Перед лепкой
«космическая» разминка для пальчиков:
Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.
Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.
Воспитатель. Приступайте к работе. Не забывайте приемы работы с
соленым тестом: детали скрепляем при помощи воды, пользуемся стекой,
формочками, печатками, влажными салфетками.
Дети лепят за столами. Помощь. Похвала.
Воспитатель. Ребята! Все закончили работу? Молодцы! Наведите порядок
на рабочем месте. Вытрите ручки салфетками. Раскладывайте свои поделки
на звездном небосводе. Когда они высохнут, мы их приклеим на наше
панно. Какие интересные звезды у вас получились (индивидуальная
положительная оценка). Вам понравилось лепить?
Дети. Да.
Воспитатель. Чему вы сегодня научились?
Дети. Мы научились лепить звезды и кометы их теста.
Воспитатель. Что было трудным?
Дети. Было трудно лепить комету.
Воспитатель. Что вы сегодня узнали?
Дети. Узнали много о космонавтах, звездочете, о звездном небе.
Космонавт. Какой чудесный небосвод! Осталось достроить ракеты.
Воспитатель. Ребята, а чего не хватает у наших ракет?
Дети. Не хватает иллюминаторов.
Раздать детям силуэты картонных ракет с шариками из теста. Дети
сплющивают шарики, получаются иллюминаторы.
Воспитатель.
Чтоб лететь нам на планету
Мы построили ракету.
Раз, два, три – полетишь сегодня ты!
Космонавт. Какая красота получилась! Вот вам подарки от меня. Ура! В
путь нам, друзья, отправляться пора. Полетели!
Дети с воспитателем. До свидания, гости! (улетают вместе с космонавтом на
ракетах «в спальню»)
После НОД оформление панно «Кометы и ракеты».
Тема: Тестопластика. Путешествие в лето.
Цель: использование возможностей солёного теста – тестопластики в
совместном творчестве родителей и детей.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения солёного теста,
с технологическими приёмами этого материала;
- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую
деятельность с детьми;
- вызвать интерес к данному виду деятельности.
Материалы и оборудование: проектор для показа слайдов, музыка – релакс,
образцы работ из солёного теста; солёное тесто, стеки, клеёнки, цветной
картон, шприцы без иглы, миски с водой, кисточки, салфетки.
Предварительная
работа: создание
презентации,
подбор
музыки,
фотографий.
Ход мастер - класса
Здравствуйте, уважаемые гости! Спасибо, что нашли время и пришли на
сегодняшний мастер – класс. Что такое мастер – класс? Для кого – то это
возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то, как знать,
найдёт своё призвание или хобби!
Лепка – самый осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит то, что
создал, но и трогает, берёт в руки, по мере необходимости что-то изменяет,
получает возможность стать творцом.
Основным инструментом являются руки. Чем раньше ребёнку дают
возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения
собственными руками, развивается мелкая моторика рук, отсюда
развивается речь малыша. А речевое развитие детей сейчас, к сожалению,
снижено. Это возникло из-за общего моторного отставания и снижения
уровня развития кистевой моторики рук. Можно привести ряд примеров:
несколько лет назад дети могли совместно с родителями постирать бельё,
отжать его руками, в настоящее время это делают машины; детская обувь
была со шнурками или с застёжками, сейчас производители обуви
сослужили детям «медвежью» услугу, заменили неудобные шнурки и
застёжки удобными липучками. Вот и причина отставания мелкой моторики
рук; то, что могло происходить автоматически, стало со временем исчезать.
Почему именно лепка из солёного теста, спросите вы?
Солёное тесто – прекрасный материал для поделок, имеет ряд
преимуществ: оно доступно, эластично, его легко обрабатывать, изделия из
такого материала долговечны, а работа с солёным тестом доставляет
удовольствие и радость, оно легко отстирывается, безопасно, не вызывает
аллергию, экологично, так как сделано из натуральных продуктов. Если
сравнивать с пластилином, который изготавливается из нефти, то
предпочтение сразу отдаём тесту.
Поделки из теста – древняя традиция. Древние египтяне, греки, римляне
использовали фигурки из солёного теста для религиозных ритуалов. В
Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки,
кольца вывешивались в проёме окон или крепились к дверям. Считалось,
что эти украшения приносят хозяевам удачу и благополучие. В Китае из
солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из
солёного теста. На Русском Севере, в домах на видных местах всегда стояли
рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это
мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили
оберегами. На рождество поморки лепили фигурки и, раздавая родным и
знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не
переводится».
Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а
пища пресна и безвкусна без соли. Хлеб означал землю, соль – солнце.
Землю и солнце выносили дорогому гостю!
А теперь я вам хочу предложить загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна. (Соль)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Жить нельзя нам без… (Воды)
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы. (Краски)
Соль, мука и вода – всё, что нужно для изготовления солёного теста. Его
можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесто
можно сделать цветным, добавляя гуашь, пищевые красители при
замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие.
Рецепт солёного теста для простых фигурок: 200 граммов муки, 200
граммов соли, 125 мл воды, 1 ст. ложка растительного масла.
А сейчас я хочу вас пригласить в путешествие. Для начала мне надо
превратить вас в детей. Закройте глаза и вспомните что-то хорошее из своей
жизни. (Воспитатель читает «заклинание»)
Ребятишки, открывайте глазки!
Чтобы открыть дверь в сказку, нам нужно открыть волшебный
замок. (Пальчиковая гимнастика «Замок», выполняют по тексту)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!
Все усаживаются за столы. Воспитатель показывает шкатулку.
Как вы думаете, что это такое? Это волшебная шкатулка, она может
отправить нас в любое путешествие. И главное, я никогда заранее не знаю,
где окажусь! Вы любите путешествовать? Не боитесь? Открываю!
Интересно, куда мы сегодня попадём?
(Воспитатель открывает шкатулку, достаёт лист зелёной бумаги и цветок)
Что это означает? Какой цвет у лета? Что ещё летом бывает? Всё понятно,
у нас в этом году весна затяжная, лето никак не наступит, вот наша
волшебная шкатулка решила отправить нас в лето.
Презентация «Летняя полянка»
Сегодня мы с вами создадим свои летние полянки. Для этого на столах у
вас находится всё необходимое. Давайте проверим: клеёнка, цветной картон,
цветное солёное тесто в пакетах, стеки, вода в миске, подставка и кисточка и
… шприц.
Я знаю, дети боятся уколов. Но сегодня я вам покажу, что шприцы можно
использовать не только для процедур, но и для творчества. Я покажу вам,
как с помощью шприца можно создать настоящий шедевр.
С помощью стеки отрезаем небольшой кусочек теста, из шприца достаём
поршень, вкладываем вовнутрь шприца тесто, заправляем поршень -
рабочий инструмент готов!
А сейчас нажимаем на поршень, тесто появляется из шприца маленькой
колбаской. Чтобы соединить детали друг с другом, вместо клея используем
воду. А рисуем на картоне.
Посмотрите, я покажу вам рисунки, которые нарисовали другие дети.
(Показ фотографий на экране)
Вам надо представить, что же будет изображено на вашей полянке. И
начинаем работать!
Самостоятельная работа под музыку.
Релаксация.
Молодцы, все справились! Становитесь в круг. Покажите друг другу свои
работы. Вы действительно все очутились в лете! Как вы думаете, какие у вас
получились полянки, грустные или радостные? Какое чувство вы
испытываете?
На этой радостной ноте мы и закончим наше путешествие. Спасибо всем,
спасибо волшебной шкатулке. Мне осталось только превратить вам обратно
во взрослых.
(Читает «Заклинание»). Всем раздаёт рецепт солёного теста.