Частное дошкольное образовательное учреждение «РЖД детский сад № 67»
(РЖД детский сад № 67)
676020 Амурская область, м.о.Сковородинский, пгт.Уруша, ул.Партизанская 40
тел\факс 3-81 ndou.detskiysadv238@mail.ru
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 2 от 10.10.2024г
Утверждаю:
заведующий РЖД детский сад № 67
Т.Г.Зубченко
Приказ № 55 от 10.10.2024г
Положение о дополнительных общеобразовательных программах
1. Общие положения
1.1. Положение о дополнительных общеобразовательных программах (далее Положение) частного дошкольного образовательного учреждения «РЖД детский сад №
67 (далее –учреждение) разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г.
№678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- Уставом учреждения.
1.2. Основные понятия, используемые в Положении:
1.2.1. Программа — комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика,
содержания программы, а также оценочных и методических материалов.
1.2.2. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и
распределение по периодам обучения учебного материала, иных видов учебной
деятельности.
1.2.3. Направленность образования — ориентация образовательной программы на
конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметнотематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников
и требования к результатам освоения Программы.
1.3. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а
также регламентирует порядок рассмотрения, согласования и утверждения
дополнительных общеразвивающих программ (далее – Программа).
1.4. Положение регламентирует реализацию Программ в течение всего учебного
года.
1.5. Программа составляется педагогическим работником учреждения.
1.6. Допускается разработка Программы коллективом педагогов (творческой
группой).
1.7. Контроль за полнотой и качеством реализации Программ осуществляется
старшим воспитателем.
1.8. Программа дополнительного образования детей обновляется ежегодно,
согласовывается на педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом
заведующего.
1.9.
Образовательная деятельность осуществляет на государственном языке
Российской Федерации
1.10. Содержание образования по дополнительному образованию детей
определяется
дополнительными
общеобразовательным
программами,
разрабатываемыми и реализуемыми самостоятельно, и должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор
мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и
развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
2.Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ.
2.1.Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В
связи
с этим
содержание
дополнительной
общеобразовательной программы должно соответствовать:
достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы, российским традициям.
соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование;
направленностям дополнительных
общеразвивающих
программ
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социальнопедагогической);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и
методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах,
соревнованиях, экскурсиях, походах, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,
инструментов и материалов в расчете на каждого ребенка);
2.2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы быть
направлено на решение следующих задач:
- формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
- удовлетворение
индивидуальных
потребностей,
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
- формирование
укрепление здоровья, культуры здорового и безопасного
образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных
потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов.
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
3. Структура дополнительной общеобразовательной программы.
3.1. Структура образовательных программ должна включать:
а) титульный лист: наименование ДОУ; где, когда и кем утверждена
образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее
содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная
программа; срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора
(авторов) образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной
программы. Титульный лист оформляется по форме, которую приводит Минобрнауки в
приложении 1 к письму от 18.11.2015 № 09-3242;
б) в пояснительной записке к Программе следует раскрыть:
направленность
Программы
(техническая,
естественнонаучная,
физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социальнопедагогическая);
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи Программы;
Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к
которому должны быть направлены все усилия педагога. Она может быть глобального
масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую
образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание
личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и
др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация
полноценного досуга, создание новой методики).
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных,
развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать
содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна
включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т.
д.).
Цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми,
реалистичными.
- отличительные особенности данной Программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной Программы, количество
воспитанников в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность
занятий, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных
программ и определяются локальным нормативным актом ДОУ;
- сроки реализации Программы (продолжительность образовательного
процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы (выставки, соревнования, концерты, выствки и т.д.).
Объём пояснительной записки не должен превышать 2-3 страницы.
в) учебный план, который составлен по форме, указанной в приложении 2 письма
Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. Учебный план Программы, помимо цели и задач
на каждый учебный год, содержит: перечень разделов; количество часов по каждой
теме с разбивкой на теоретические и практические. Необходимо закладывать часы на
вводное и итоговое занятия. Содержание учебного плана возможно отразить через
краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание следует в том
порядке, в котором они поставлены в учебном плане. Описать тему означает: указать
название темы; перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках
данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный процесс
(теоретических, практических). В содержании программы количество и название
разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного
плана.
г) календарный учебный график, который составлен по форме, указанной в
приложении 3 письма Минобрнауки от 18.11.2015 № 09-3242. График должен содержать:
месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов,
тему занятия, место проведения и форму контроля.
д) организационно-педагогические условия:
– кадровые: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и
обслуживающего персонала, уровень их образования;
– материально-технические: помещение, учебное оборудование;
– учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные
материалы; А также может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой
теме или разделу дополнительной общеразвивающей программы (игра, беседа, поход,
экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебновоспитательного процесса
е) оценку качества освоения программы. Здесь оценивается эффективность
выполнения программы. В этом разделе необходимо дать характеристики знаний,
умений, навыков по данному курсу; знание определяется в соответствии с
теоретическими пунктами программы, умение — с практическими. Если программа
рассчитана более чем на 1 год, то необходимо для каждого года обучения определяются
критерии оценки результатов.
Результатом обучения воспитанников по программе является: определенный объем
знаний, умений и навыков, развитие способностей, повышение престижа кружков,
студий, улучшение показателей адаптации в обществе, участие студий, кружков и его
членов в массовых мероприятиях различного уровня: выставки, конкурсы, фестивали,
соревнования, публикации.
Контроль за реализацией Программы может проводиться в разных формах:
итоговое занятие, итоговый концерт, наблюдение за деятельностью детей,
собеседование, олимпиада, конкурс, соревнование.
Планируемые результаты должны соотноситься с задачами.
ж) список литературы. При составлении списка литературы следует
руководствоваться необходимостью включить в список работы, отражающие
теоретические основы программы (теорию дополнительного образования и теорию
изучения той сферы, на освоение которой будут направлены усилия обучающихся). При
написании списка литературы стоит руководствоваться библиографическим стандартом.
Здесь же указываются списки литературы, рекомендованные педагогу и обучающимся.
з) Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены:
дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебновоспитательной работы и т. д.
4. Разработка, согласование и утверждение общеобразовательных
программ
4.1. Образовательные программы разрабатывают педагоги реализующего
образовательные программы. Программы разрабатываются с учетом пожеланий
родителей (законных представителей) воспитанников. Для воспитанников с ОВЗ и детейинвалидов при формировании программы учитываются особенности их
психофизического развития.
4.2. На последней стадии согласования программа предоставляется на
рассмотрение педагогическому совету учреждения.
4.3. Образовательную программу утверждает заведующий
4.4. Утвержденные
программы
размещаются
на официальном
сайте детского сада.
5. Контроль
5.1.
Ответственность
за полноту
и качество
разработки
Программы возлагается на педагогов, реализующих данную Программу.
6. Технические требования к оформлению текста:
6.1. Шрифт: Times New Roman, размер шрифта — 14, положение на странице
— по ширине текста.
6.2. Поля - по 2 см со всех сторон.
6.3. Междустрочный интервал - 1.
6.4. Абзац - 1, 25.
6.5. При ссылках на литературу в тексте указываются фамилии авторов и год
издания (в круглых скобках); например, Кузнецов (1999), или Smith (2003), или Petrov,
Johnson (1997). При цитировании источник указывается в круглых скобках после
кавычек, с указанием страниц, например, «Институты-это «правила игры» в обществе»
(Норт, 1997, с. 17).
6.6. Оформление сносок: нумерация — автоматическая, с нарастающей
нумерацией до конца текста статьи; шрифт - Times New Roman, размер - 10, положение
текста на странице по ширине текста; в случае цитирования части книги или статьи
указывают необходимые страницы.
6.7. Оформление таблиц возможно как в тексте, так и в Приложениях. Каждая
таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок; номер таблицы и заголовок
размещаются над таблицей; номер оформляется как «Таблица 1», шрифт - Times New
Roman, курсив, размер - 12, положение текста на странице по правому краю; заголовок
размещается на следующей строке, шрифт - Times New Roman, размер - 12, положение
текста на странице по центру.
6.8. Оформление графических материалов: графические объекты должны быть в
виде рисунка или сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы полей
страницы и превышать одну страницу; каждый объект должен быть пронумерован и
иметь заголовок.
Номер объекта и заголовок размещаются под объектом. Номер оформляется как
«Рисунок 1», шрифт - Times New Roman, курсив, размер - 10, положение текста на
странице по левому краю. Далее следует название - шрифт-Times New Roman, размер 10.
6.9. Список литературы оформляется шрифтом Times New Roman, размер
шрифта - 14, полужирный, положение по левому краю страницы. Список литературы
оформляется как общий список без нумерации по алфавиту.