Организация предметно-развивающей среды

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС) в
Организации должна обеспечивать реализацию АОП ДО, разработанных в соответствии с
Программой. В соответствии со Стандартом, ППРОС Организации обеспечивает и гарантирует:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и
потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся друг с
другом и в коллективной работе;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и
прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также
материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в
соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическим работниками, а также свободу в
выражении своих чувств и мыслей;
создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и
мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических работников
с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие
возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития обучающихся).
ППРОС Организации создается педагогическими работниками для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов,
поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она строится на основе
принципа соответствия анатомо- физиологическим особенностям обучающихся (соответствие
росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).
ППРОС в нашей Организации:
содержательно-насыщенная и динамичная - включает средства обучения (в том числе технические
и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными
детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики обучающихся с
ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие обучающихся во
взаимодействии с предметно- пространственным окружением; игрушки обладают динамичными
свойствами - подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования
деталей; возможность самовыражения обучающихся;
трансформируемая - обеспечивает возможность изменений ППРОС в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей
обучающихся;
полифункциональная - обеспечивает возможность разнообразного использования
составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе
природных материалов) в разных видах детской активности;

доступная - обеспечивает свободный доступ обучающихся с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы
подбираются с учетом уровня развития познавательных психических процессов, стимулируют
познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ, создают необходимые условия для
его самостоятельной, в том числе, речевой активности;
безопасная - все элементы ППРОС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасность их использования. При проектировании ППРОС учитывается целостность
образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и
физической;
эстетичная - все элементы ППРОС привлекательны, в том числе игрушки не содержат
ошибок в конструкции, способствуют формированию основ эстетического вкуса ребенка;
приобщают его к миру искусства.
ППРОС обеспечивает условия для развития игровой и познавательно- исследовательской
деятельности детей. Для этого в групповых помещениях, кабинетах и на прилегающих
территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе
сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, театрализованные игры с использованием предметовзаместителей.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в
элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоциональноволевого развития ребенка с УО, способствует построению целостной картины мира, оказывает
стойкий долговременный эффект.
Для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности существует полифункциональный
детский игровый комплект «Азбука дорожного движения»,
«Азбука здоровья и гигиены».
Речевому развитию способствуют наличие в Организации открытого доступа детей помещениях
группы к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания детьми
соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов: плакатов и
картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других
материалов.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в дошкольной организации
обеспечивает условия для художественно- эстетического развития детей. Помещения и
прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения,
оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной
деятельности детей.
Для художественно-эстетического развития детей с УО и коррекции нарушений развития
фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры:
на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного
слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства
ритма.
Для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков
развития детей с ОВЗ в групповых и других помещениях имеется достаточно пространства для
свободного передвижения детей, а также выделены инвентарь и материалы для развития общей
моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой
моторики и осязанию.
Организация оснащена необходимыми дидактическими материалами для оказания
образовательных услуг обучающимся с разными стартовыми возможностями в соответствии с
возрастом детей, возможностями учета и коррекции нарушений развития: дидактические игры в
соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, счетные палочки
Кюизенера, логические блоки Дьенеша, оборудование для занятий песочной терапией,
Монтессори материалы, Мягкий спортивный инвентарь для занятий физкультурой, пазлы,
мозаики, кубики «Пирамида», геометрическое лото.

Дидактические пособия по развитию мелкой моторики и осязанию: «Умные шнурочки»,
«Шнуровка», «Тактильный квадрат», «Волшебный мешочек», маркерная магнитная доска с
набором маркеров, компьютер с набором игр, стол и зеркало для постановки звуков, песочные
часы, пособие для тренировки правильного выдоха и силы вдоха и другие специальные
дидактические пособия.
Для обеспечения информатизации образовательного процесса в Организации имеется
оборудование для использования информационно- коммуникационных технологий в
образовательном процессе (компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.),
обеспечено подключение части помещений к сети Интернет.
Условия для реализации Программы Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается педагогическими, руководящими и иными работниками,
имеющими профессиональную подготовку, соответствующую квалификационным требованиям,
установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменениями, внесенными
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011
г., регистрационный N 21240), в профессиональных стандартах "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)", утвержденном приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный N 30550) с изменениями,
внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
августа 2016 г. N 422н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23
августа 2016 г., регистрационный N 43326), "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)",
утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24
июля 2015 г. N 514н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа
2015 г., регистрационный N 38575); "Специалист в области воспитания", утвержденном приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 января 2017 г.,
регистрационный N 45406); "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам
и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденном приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).
При работе в компенсирующих группах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в штатное расписание включены должности педагогов, имеющих
соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья
детей с ОВЗ.
Педагогические работники владеют современными образовательными технологиями, обладают
опытом разработки и внедрения инновационных проектов и программ, осуществления
мониторинга образовательно-воспитательной деятельности и анализ его результатов, использует
современные психолого- педагогические технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ с
различными сочетанными нарушениями.
Успешной реализации АОП ДО способствует непрерывная, совместная работа профессиональной
команды специалистов, осуществляющая интегрированный подход к коррекционно-развивающей
работе и учитывающая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Педагогические работники дошкольных корпусов - это творческий
коллектив
единомышленников, владеющий современными образовательными технологиями, обладающий
опытом разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеющий осуществлять
мониторинг образовательно- воспитательной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и
результатов, использующий адекватные специфические научно-обоснованные методы, приемы

и современные психолого-педагогические технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ во всех
видах деятельности, в течение всех режимных моментов.
Имея многолетний опыт коррекционной работы в дошкольном образовании, специалисты
организации активно распространяют и обмениваются опытом реализации дошкольной
инклюзивной практики на площадках международного, федерального, регионального уровней.
Принятие ценностей коррекционного образования всеми участниками образовательного процесса
является базовым параметром для его развития. Можно определить некоторые основные
компетенции специалистов с позиции ценностной ориентации:
Толерантность по отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Умение работать в междисциплинарной команде.
Развитие собственных компетенций.
Владение навыками ассертивного поведения (доброжелательность, уважение к себе и
другим, конструктивное отстаивание своих взглядов, поиск компромиссов для разрешения
проблемных ситуаций).
Владение стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Кадровый состав педагогов, осуществляющих реализацию АООП, представлен
педагогическими работниками с высшим или средним образованием: учителя-дефектологи,
учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный работник.
Непосредственными участниками образовательного процесса являются родители ребенка
(законные представители).
Коррекционные занятия проводятся специалистами в
компенсирующих группах в режиме индивидуальной и подгрупповой работы. В интегрированный
коррекционный процесс включены: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учительдефектолог, музыкальный работник. Например, во время музыкального занятия подключаются
воспитатель и дефектолог, решая задачи по формированию крупной моторики и развитию ритма.
Основную работу по образовательной области «Познавательное развитие», связанную с
профессиональной коррекцией когнитивных нарушений осуществляет учитель-дефектолог. При
этом педагог-психолог проводит работу по сенсорному развитию, развитию высших психических
функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности,
совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием
любознательности и познавательной мотивации, формированием продуктивныых действий,
культурно-гигиенических навыков и пр.
В работе по образовательной области «Речевое развитие», связанную с профессиональной
коррекцией нарушений звукоречевого развития детей с ОВЗ осуществляет и координирует
учитель-логопед и учитель-дефектолог. Другие педагоги подключаются и планируют
образовательную деятельность в соответствии с особенностями речевых нарушений развития и
рекомендациями учителя-логопеда. Основная функция учителя-логопеда - коррекция недостатков
фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время
непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребёнком и в
процессе индивидуальных и подгрупповых занятий.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают
все педагоги при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к
их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие
воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по
подготовке занятий логопедической ритмикой.
Основную работу в образовательной области «Физическое развитие»
осуществляет воспитатель и дефектолог.
В компенсирующих группах Организации работают воспитатели, которые имеют среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование с обязательным повышением
квалификации в области оказания помощи детям с ОВЗ.
Воспитатели реализуют задачи Программы в пяти образовательных областях, при этом круг их
функциональных обязанностей расширяется за счет:
участия в мониторинге освоения Программы (педагогический блок);

адаптации рабочих программ и развивающей среды к образовательным потребностям
воспитанников с ОВЗ;
совместной со специалистами реализацией задач коррекционно- развивающего компонента
программы в рамках своей профессиональной компетенции в интегрированных занятиях, а также
генерализации полученных знаний на занятиях у специалистов при коммуникациях в группе.
Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели реализуют в процессе
режимных моментов, совместной с детьми деятельности и самостоятельной деятельности детей,
проведении групповых и подгрупповых занятий, предусмотренных расписанием
непосредственной образовательной деятельности. Воспитатель по согласованию со специалистом
проводит индивидуальную работу с детьми во второй половине дня. В это время по заданию
специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) воспитатель
планирует работу, направленную на развитие общей и мелкой моторики, сенсорных способностей,
предметно-практической и игровой деятельности, закрепляются речевые навыки. Работа
организуется форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между
образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют
все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социальнокоммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Обязательным условием эффективности реализуемых коррекционных задач является тесное
взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников (законных
представителей).
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании
и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие
средств развития детей и преодолении имеющихся
у них недостатков, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе.
В Организации в целях эффективной реализации Программы созданы условия для
профессионального роста и развития педагогических и руководящих кадров, в том числе, их
дополнительного профессионального образования: силами специалистов организации проводятся
обучающие семинары и мастер-классы, оказывается методическая поддержка по специфике
обучения и воспитания детей с ООП в соответствии с требованиями ФГОС ДО и решаемыми
коррекционными задачами, действует методическое объединение педагогических работников
компенсирующих групп, ПМПк.
Финансовое обеспечение программы
В объем финансового обеспечения реализации Программы включаются затраты на оплату труда
педагогических работников с учетом специальных условий получения образования
обучающимися с ЗПР; РАС; умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
(части 2, 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 59, ст. 7598;
2022, N 29, ст. 5262).
Финансовое обеспечение реализации адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования, разработанной для детей с интеллектуальными
нарушениями осуществляется в соответствии с потребностями Организации на осуществление
всех необходимых расходов на обеспечение конституционного права на бесплатное и
общедоступное дошкольное образование с учетом направленности группы, режима пребывания
детей в группе, возрастом воспитанников и прочими особенностями реализации Программы.
Дополнительно при определении потребностей в финансовом обеспечении учитывается тип
Организации, в зависимости от которого определяются гарантии по среднему уровню заработной
платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
7 мая 2012 года №597.

Объем финансового обеспечения реализации АОП ДО для детей с ОВЗ должен быть
достаточным для обеспечения финансовой деятельности Организации, а именно:
расходов на оплату труда работников, реализующих инклюзивную практику;
соответствующих материалов (в том числе, учебных изданий в бумажном и электронном виде,
дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов);
средств обучения (в том числе материалов, оборудования, игр и игрушек, электронных
образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной
деятельности и создания развивающей предметно- пространственной среды);
расходов на приобретение специальных образовательных условий (средств обучения);
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических
работников по профилю их педагогической деятельности;
При реализации АОП ДО детей с ОВЗ финансовое обеспечение реализации Программы
должно также покрывать сопровождение указанных детей необходимым персоналом.
При определении нормативных затрат на реализацию адаптированной для детей с ОВЗ основной
образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать следующие
потребности в дополнительном финансовом обеспечении при ее реализации:
необходимость увеличение относительной (доля ставки) нагрузки на воспитателей инклюзивных
групп (комбинированной направленности), в связи с тем, что приказом Минобрнауки России от
22.12.2014 № 1601 воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание,
присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья,
установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы в размере
25 часов.
необходимость приобретения дополнительных средств обучения, в которых нуждаются
дети с ОВЗ при освоения Программы.
Таким образом, расчет нормативных затрат на реализацию адаптированной основной
образовательной программы детей с ОВЗ должен осуществляться посредством применения
повышающих коэффициентов к нормативным затратам на оказание услуг по реализации основных
общеобразовательных программ дошкольного образования.
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации АОП для обучающихся с ОВЗ должны
обеспечивать возможность достижения обучающимися в установленных Стандартом
результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Материально-техническая база Организации приведена в соответствие с целями и задачами по
обеспечению реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с ОВЗ и созданию соответствующей образовательной и социальной среды в
соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностями обучения и воспитания этих детей.
Материально-техническое обеспечение реализации АОП ДО отвечает не только общим, но и
особым образовательным потребностям детей с ОВЗ:
к организации пространства;
к организации временного режима пребывания;
к техническим средствам обучения и воспитания, включая специализированные инструменты
обучения и воспитания, ориентированные на удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ.
Материально-технические условия в Организации создают среду для организации и проведения
всех видов деятельности детей с ОВЗ, предусмотренных календарным планирование и
соответствует санитарно-гигиеническим нормам, санитарно-бытовым условиям, пожарной и
электробезопасности, требованиям охраны труда.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО для обеспечения реализации всех образовательных
областей Организация оборудована (обеспечена мебелью, освещением, хозяйственным
инвентарем и необходимым учебным и презентационным оборудованием):
групповые помещения;
музыкальный/актовый зал для занятий музыкой и хореографией, для проведения праздников,
конкурсов и других мероприятий;

учебные
кабинеты
для
организации коррекционной
работы
с
воспитанниками с УО;
помещение для приготовления пищи;
административные помещения;
медицинский кабинет;
Групповые помещения обеспечены комплектом средств воспитания и обучения,
поддерживаемым инструктивно-методическими
материалами,
обеспечивающими
реализацию АОП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Состав комплекта средств
воспитания и обучения включает как современные (инновационные) средства обучения и
коррекции нарушений развития на базе цифровых технологий, так и традиционные - средства
наглядности (печатные материалы,
натуральные объекты,
модели),
приборы
и
инструменты для проведения
натурных
экспериментов
и исследований,
сенсорные материалы,
расходные материалы и канцелярские принадлежности.
Состав комплекта сформирован с учетом:
возрастных, индивидуальных особенностей и особых потребностей воспитанников;
его необходимости и достаточности с учетом современных требований педагогической науки и
практики, в том числе и инклюзивной;
универсальности (возможности применения одних и тех же средств воспитания и обучения для
решения комплекса задач в образовательной деятельности, в различных образовательных
областях, а также при использовании разнообразных методик воспитания и обучения);
необходимости единого интерфейса подключения и обеспечения эргономичного режима работы
участников образовательных отношений;
согласованности совместного использования (содержательной, функциональной, программной и
пр.).
Учитывая требования ФГОС дошкольного образования, что развивающая предметно –
пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой,
полуфункциональной, вариативной, доступной, осуществляется оснащение компенсирующих
групп, кабинетов дефектологов и музыкального зала.
Групповые помещения.
Все игровые материалы в группах расположены на открытых, доступных детям полочкахшкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребёнок без труда мог достать и положить необходимые
ему предметы. Размещены материалы, охватывающие все образовательные области.
Область физического развития: где расположены физкультурный инвентарь, спортивные
комплексы, тренажеры, мягкие модули, наглядный материал, детская литература, «дорожки
здоровья», картотека подвижных игр, фотоальбомы, диски музыкальных гимнастик и
пальчиковых игр К. Железновой.
Социально – коммуникативная область: где расположены ширмы, разные виды театров, макеты,
предметы ряженья, настольные игры, игровые поля, маркеры пространства, тематические
строительные наборы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница»,
«Парикмахерская»,
«Ателье», «Служба спасения», «Строители», «Военные игры», «Бюро путешествий», «Почта»,
«Школа», игрушки-телефоны, коврик дружбы, пособие добрых и вежливых слов, наглядный
материал «Эмоции».
Для обучения разным видам труда имеются фартуки клеенчатые и матерчатые, лейки,
пульверизатор, дидактические игры, картотека художественного слова, предметные картинки,
книги, модели и схемы (последовательность одевания, сервировка стола и др.), уголок дежурства,
наглядные пособия.
Художественно – эстетическая область. Здесь представлены музыкальные инструменты
фабричные и самодельные, портреты композиторов,
дидактические игры, пособия «Музыкальный конструктор», «Ручные знаки» и др., музыкальные
игрушки, фотоальбомы, тексты песен, музыкальные открытки и книги.

Также в этой области находятся материалы по народно – прикладному искусству, и разные
коллекции, «Галерея одной картины», альбом с разными техниками изобразительного искусства,
печатки, проволочные и деревянные модели, канцелярские принадлежности для изобразительной
деятельности, дидактические пособия, трафареты, карточки для индивидуальной работы,
раскраски, репродукции картин, портреты художников, детское творчество.
Познавательная и речевая области: которые включают в себя стол экспериментирования, модели,
схемы, диски, макеты, игры – головоломки, коллекции, демонстрационный и раздаточный
материал, реалистические игрушки, настольные и напольные дидактические игры, дневники
наблюдений, паспорта для растений, разные виды конструктора, календари наблюдений, окно
природы, лото, уголки словотворчества, детского творчества, энциклопедии, художественную
детскую литературу, портреты писателей, книжки – самоделки «Семья», «Мой город».
Также в группах функционирует центр сенсомоторного развития, включающий в себя игрушки и
пособия, предназначенные для развития слухового, зрительного восприятия, первичных
представлений о цвете, форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной
сферы (звучащие игрушки, звучащие игрушки заменители, «волшебный мешочек» с мелкими
деревянными игрушками; рамки вкладыши для раскладывания предметов по размеру; игрушки
гнезда (вкладываются друг в друга) и мн. др.) Игры и игрушки, используемые в разной НОД такие,
как мячи различной величины; пирамидки, мозаики; сборные игрушки (машинки, матрешки,
домики); крупные яркие кубики четырех основных цветов; деревянные кубики; кубики
«игрушки», «Овощи»(4 части), игрушки- шнуровки (пуговки, ботинок, «паровоз», «огород»,
яблоко, сапожок и мн. др.), рамки вкладыши по изучаемым лексическим темам; логические
кубики; игры вкладыши, прищепки т.д.
Оборудование групп и кабинетов:
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр двигательной 1.
Мячи разного размера;
активности
2.
Обручи;
3.
Фитболы;
4.
массажные мячики с шипами;
5.
Мешочки с песком;
6.
Массажные и ребристые коврики;
7.
Коврик со следочками;
8.
Скакалки;
9.
Цветные ленточки;
10.
Пластмассовые кегли и шары;
11.
Погремушки;
12.
Разноцветные флажки;

Дуги для прокатывания мячей из разноцветных шариков;
Султанчики;
Набор «Кольцеброс»;
Мягкий модуль;
Набор «Городки»;
Цветные платочки;
Дорожки здоровья;
Массажные рукавички;
Шумовые игрушки;
Плетёные косички;
Музыкальные
диски («Пальчиковые
игры под
музыку», «Весёлая аэробика»).
Картотека подвижных игр.
Картотека спортивных игр и забав.
План ходьбы по «Теренкуру».
Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Настенный спортивный комплекс
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Центр музыки
музыкальные инструменты,
музыкальный конструктор,
шумовые игрушки,
деревянные ложки;
музыкальные диски («Шедевры классики для детей»,
«Самые
любимые
детские
песенки,
Музыкальные обучалочки
Центр
кисти для рисования,
художественного
кисти для клея,
творчества
цветные карандаши,
фломастеры,
гуашь,
салфетки,
альбомы,
цветная бумага,
цветной картон,
дидактические пособия по темам,
восковые мелки,
трафареты,
печатки,
шаблоны,
карточки для индивидуальной работы,
раскраски,
книжки – раскраски: «Мой дом», «Мой детский сад».
книжки с музыкальным сопровождением,
книжки с наклейками, альбомы: «Стихи о родном городе»,
«Наша семья», «Мой город», «Наш детский сад»,
«Профессии», и др.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Центр игрового
макеты, маркеры (знаки) игрового пространства,
творчества
игрушки персонажи,
дидактические игры,

Центр костюмов

Центр книги

сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
«Магазин»,
«Больница», «Парикмахерская», «Ателье», «Строители»,
игрушки-телефоны,
атрибуты к играм,
куклы
игрушки резиновые,
наборы кухонной и чайной посуды, постельные
принадлежности для кукол
маски, атрибуты для обыгрывания сказок,
уголок ряжения с зеркалом,
куклы и
игрушки
для
различных видов театра
(кукольный, настольный, пальчиковый театр, плоскостной),
декоративные украшения (солнце, тучи, деревья)
дидактическое пособие «Играем в сказку»,
схемы моделирования;
атрибуты для переодевания (юбки, жилетки, шляпы и т. п.)
альбомы: «Стихи о родном городе», «Наша семья»,
«Мой город», «Наш детский сад», «Профессии», и др.
художественная детская литература,
диски с худож. Произведениями и сказками
музыкальные книжки,
книжки с голосами животных и птиц, детские журналы,

Образовательная область: «Познавательное развитие»
наборы кубиков разного цвета и размера,
настольные игры, дидактические игры и пособия,
пирамидки,
игры головоломки,
матрёшки,
мозайка,
сюжетные и деревянные пазлы,
детское домино,
лото с разнообразным тематическим содержанием,
демонстрационный материал,
реалистические игрушки (дикие, домашние животные и птицы),
тематические,
сюжетные картинки
(«Одежда»,
«Обувь». «Мебель»).
Центр
конструирования

Центр природы

строительный материал,
деревянный конструктор,
конструкторы «Лего» с различными соединениями,
тематические наборы
для
конструирования
фигурками человечков и животных.
стол экспериментирования,
«Кладовая природы»
(крупы,
шишки,
ракушки, камушки, жёлуди),
календарь погоды,
пазлы: «Времена года», «Части суток».
муляжи овощей и фруктов,
предметные картинки «Овощи», «Фрукты»,
фартуки,

с

лейки,
лопатки,
ванночки,
салфетки,
картотека прогулок,
Центр сенсомоторного вкладыши различного типа,
развития
счётные палочки,
разнообразные шнуровки,
рамки вкладыши по изучаемым темам,
«Сухой
дождь»
(атласные
ленточки
четырёх
основных цветов),
деревянные бусы,
бусы из колпачков и прищепок, кубики «Игрушки»,
«Овощи», «Фрукты»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
тематические строительные наборы,
коврик дружбы,
куклы разной величины,
кухонный уголок,
набор « Столовой посуды»,
набор «Чайной посуды».
муляжи продуктов,
игрушки животных ( пластмассовые, резиновые),
дидактические игры: «Опасно не опасно», «Полезная и вредная
еда», «Не играй с огнём»,
сюжетно ролевые игры: «Строители», «Военные», мягкий
модуль.
Центр
безопасности различные грузовые и легковые машины,
дорожного движения различные легковые и грузовые машины,
игрушки
разные
виды транспорта
(паровоз, самолёты, корабли и т.д.)
предметные картинки «Транспорт»,
книжки о видах транспорта, «Маленькие пешеходы»
домино «Дорожные знаки»,
дидактические игры: «Опасно не опасно», «Полезная и вредная
еда»,
макеты дорожных знаков
Сюжетно – ролевая игра «Полиция»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».