Консультация для родителей (законных представителей)
ЧТО ТАКОЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Уважаемые родители!
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации
содержания дошкольного образования, призванной обеспечить каждому ребенку равные
стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких
«стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
совокупностью личностных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую
готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие
дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность - развитие ребенка осуществляется в игре, а не в
учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта
начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляется
жестких требований к результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы
требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного
периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно
осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень
предметных знаний, умений и навыков. И ко всему этому образовательный процесс будет
выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития
детей дошкольного возраста.
Поэтому в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три,
как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы
дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС
указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел
«Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не
ЗУН (знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения
программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоциональноотзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным
уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень
развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе, и
должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на
позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с
детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как
занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В
современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное
дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной
деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в
настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебнодисциплинарной модели образовательного процесса, от специально организованной
деятельности, уже давно назрела.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы
работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по
основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательноречевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных
областей – развития речи, развития элементарных математических представлений,
рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми
направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть
представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо отметить
обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Принцип необходимости и достаточности (соответствие критериям полноты,
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»)
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей. Программа строится с учетом интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей
– важный сдвиг в структурировании программного материала. Все образовательные
области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что
узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и
обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей
обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и
воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении
прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель
осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских,
релаксации, разминок, гимнастик и др.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В
соответствии
с
комплексно-тематическим
принципом
построения
образовательного процесса, ФГОС предлагает для мотивации образовательной
деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного
материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для
дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с
детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются российские праздники
(Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и
др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к
которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет
приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по
указанию взрослого, ведь только активный человек может стать успешным. Решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей
(образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов
детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Взаимодействие с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший
период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая
деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
И, что еще очень важно, основная программа дошкольного образования
обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального
образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на
качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда
единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему
дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего
образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного
возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в
развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования
следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в
этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного, например:
желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое
другое.
попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Перечень нормативно-правовых документов
Федеральный уровень
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N
273-ФЗ);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013
г. N 1014);
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
должностей
руководителей образовательных организаций» (Постановление правительства РФ от 8
августа 2013г. № 613)
Профессиональный стандарт (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
от 18.10.2013 № 544н)